Что такое кадр в кино?
Здравствуйте, друзья. После небольшого перерыва решил возобновить статьи по теории кино, увидев, что такой материал интересен аудитории. И мой сегодняшний пост будет посвящен понятию – КАДР.
Многие скажут, а что тут такого особенного. Мы и так знаем, что такое кадр. Все и так понятно. Все – да не все. Ибо это понятие включает в себя несколько смыслов. И я постараюсь доступно объяснить, что такое собственно КАДР и что он обозначает.
Классификация кадра делится на три составляющие – он может быть:
1. Постановочным.
2. Композиционным.
3. Отдельной монтажной единицей.
В процессе кинопроизводства 1 и 3 пункты являются материальными, второй создаваемый творческими усилиями режиссера, оператора и реквизитора - является подготовкой к 1 и 3.
В современном кинематографе кадры фиксируются на цифровые носители. И кадр начинается от момента нажатия кнопки записи до момента ее отключения. Этот вид называется съемочным кадром, так как в монтаж такие кадры зачастую идут не полностью, а подвергаются монтажной обработке. Например: панорамы начинают снимать со статики и заканчивают статикой, но в процессе монтажа начало панорамы часто обрезается, чтобы кадр начинался с движения. Или же остальные планы – общий, средний, крупный. Их снимают раздельно, фиксирую всю сцену, но уже монтажные кадры ставят, исходя из драматургической задачи сцены.
Грубо говоря: постановочные (съемочные) кадры снимаются на площадке камерой, а монтажные подвергаются обработке на монтажном столе. То есть монтажный кадр – это часть съемочного кадра. В итоге съемочные кадры являются продуктом производства на съемочной площадке, а монтажные кадры являются отобранными и вошедшими в окончательную редакцию фильма.
А если еще короче, то все, что снимается во время смены – это постановочные кадры, а то, что делается на монтаже – монтажные.
И это только физические различия, а есть еще драматургические. В чем же здесь разница?
Съемочный кадр – это сырой материал, скажем так, почва для будущего фильма. А вот монтажный кадр служит для логичного, связного, эмоционального и драматургического сюжетного повествования фильма.
Чтобы было понятнее. Съемочный кадр – полуфабрикат, монтажный – готовое блюдо.
Так же есть смысловые отличия. Съемочный кадр определяется хронометражем, а вот монтажные кадры включают в себя и содержание. Посредством следования друг за другом в фильме. Поэтому и весь фильм состоит из монтажных кадров.
В современных условиях производства сериалов очень редко используется принцип раскадровок. Поэтому опытные режиссеры должны создавать всю сцену у себя в голове. Я, к примеру, когда читаю сценарий, до конца еще не понимаю, как будет выглядеть сцена в окончательном варианте. А вот когда идет съемочный процесс, то в результате репетиции с актерами, находясь в объекте, только после разведения мизансцены, у меня начинает формироваться монтажный смысл сцены. И окончательным он становиться только во время съемки общего плана, когда я на мониторе плейбека вижу общую картину сцены и передвижения всех персонажей. И вид сцены будет зависеть от того, как мы с оператором определимся с методом съемки.
То есть заранее мы, конечно, продумываем и методы съемок, и их техническое обеспечение, но сама сцена складывается у меня в голове непосредственно во время работы над ней на площадке. Я для себя называю такой метод – интуитивным. Когда я включаю внутренние ресурсы – профессиональные, душевные и фантазийные.
В современных условиях, когда сериалы по продолжительности достигают двухзначных цифр (только что закончил производством проект длиною в 80 серий при средней норме выработки 20-24 минуты), и объекты выбираются по фотографиям, физически в них невозможно присутствовать заранее, этот метод хорошо себя оправдывает. На художественных сериалах длиною в 4 серии это делать проще, но все равно, сейчас настолько все сжато – сроки, смены, большой хрон выработки – никакие раскадровки не получится сделать. Так что опыт и творческая фантазия, это два кита, на которые я опираюсь в съемках.
Теперь немного о пункте 2 – композиционном кадре.
Такие кадры являются изобразительными решениями. Они тщательно выстраиваются в объекте съемок, исходя из драматургического смысла сцены. И включают в себя:
- наполнение объекта реквизитом;
- выбор ракурса съемки;
- постановку света;
- движение актеров (мизансцена).
То есть, упрощая. Композиционный кадр – это метод наиболее выигрышного расположения в объекте - актеров, предметов реквизита и освещения.
В работе над созданием кадра следует помнить, что такой кадр не является самостоятельной единицей, а лишь вспомогательной. Он часть монтажного процесса работы над картиной.
И основная задача создания композиционного кадра – привлечение внимания зрителей. Чтобы и глаз и сердце смотрящего фильм были соединены единством восприятия, то есть места, времени, действий и эмоций персонажей. В результате чего и возникает тот самый – КАТАРСИС, то есть момент сопереживания.
И любой из видов кадров – общий, средний, крупный и даже деталь должны быть драматургически и технически композиционно придуманы и сняты.
Каждый кадр в кино требует трудозатрат от съемочной группы. Это не просто так: зашел в помещение, поставил актеров, камеру и давай поливать. Нет, это тщательная и кропотливая работа. Ведь каждый кадр требует своей особой методы съемок.
И вот из таких кадров состоят фильмы. И при плодотворной творческой работе над ними и возникает художественная ценность картины.
А наша задача заключается в том, чтобы делать свою работу хорошо и радовать зрителя новыми фильмами.
Если вам понравилась статья, можете зайти на авторский ТГ-канал режиссера -
https://t.me/kinodreamkino